Останні новини

Останні новини

История с танкером Delfi должна стать маячком для власти

История с танкером Delfi должна стать маячком для власти

Месяц назад, 22 ноября, на одесский пляж «Дельфин» выбросило аварийный танкер Delfi. И если широкая аудитория уже забыла об этом инциденте, то в морской отрасли он остается неким маячком, напоминающем о тех системных проблемах, которые привели к тому, что выброс на мель не был предотвращен. И этот маячок должен продолжать подавать сигнал чиновникам, которые ответственны за отрасль.

Что мы имеем на сегодняшний день? Недавно министр инфраструктуры Криклий сообщил, что по инциденту с  Delfi проводится служебная проверка – проверяют и Морскую администрацию, и Администрацию морских портов. Были сообщения о том, что на месте аварии будет проведена экологическая экспертиза с привлечением голландских инспекторов. Капитан Одесского порта еще 23 ноября предъявил владельцу Delfi требование через три недели поднять судно с мели. Нацполиция в Одесской области расследует аварию, вменяя нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта (статья Уголовного кодекса). Но на этом и все – новостей больше нет. Приказ о расследовании аварии издала и Морская администрация.

Напомню, что судно Delfi находилось за пределами территориальных вод (12 миль от берега) и дрейфовало в район оживленного судоходства полтора суток. При том, что в Южном швартуются суда-газовозы, которые в нашем регионе наиболее опасные. Согласно Кодексу торгового мореплавания, за акваторию Одесского морского порта отвечает капитан порта. Но из-за того, что в прошлом году всех капитанов портов заменили «внешними» со сложными формулировками в названии должности, на практике за эту акваторию капитан порта отвечать не мог. Новым капитанам портов не хватает квалификации и опыта, они не имеют влияния на другие структуры.

Ситуация, когда судно срывает с якоря, и его нужно остановить, может произойти в любом порту мира. Но действия наших портовых служб были не скоординированы. Для спасения Delfi буксир отправили почему-то из Очакова, а не из Одесского морского порта. Да и тот после неудачной попытки завести буксирный канат второй попытки не предпринял (хотя можно было попробовать лагом пришвартовать буксир к этому судну и оттолкать его от берега). Морская администрация не участвовала в спасательной операции вообще, самоустранившись…

Когда капитаном того же Одесского МТП был Александр Антонов, был схожий случай с другим судном, которое накренилось из-за смещения груза, и экипаж отказывался от помощи. Он заставил его стать в порт, а на следующий день был шторм, так что судно вполне могло пострадать. А здесь все никак не могли взять на себя ответственность за решение, хотя угроза безопасности другим явно была видна.

Судовладелец наверняка не будет платить за спасение судна и просто объявит отказ, и все расходы лягут на тех, кто спасал его, потому что все уткнулись в одну догму: судовладельцы не дают разрешения на спасение судна. Да, сигнала sos не было, но ведь был неконтролируемый дрейф судна по судоходной акватории. В этом случае без разрешения судну помогают пришвартоваться, спасая его. Когда дрейфующее судно вошло в территориальные воды и в акваторию порта, уже не надо было ждать разрешения от судовладельца спасти его имущество или экипаж судна. Это угроза загрязнения вод топливом. Вспоминаем ситуацию с буксиром «Параллель», который выбросило на тот же одесский пляж. 

За последние годы нарушена система безопасности в портах как таковая. Координации действий МорАд, АМПУ и других в критической ситуации не было. В каждую из этих организаций пришли люди, которые ничего общего с морем не имеют, некомпетентны. В той ситуации правильно действовала только «Дельта-лоцман», сотрудники которой вовремя заметили дрейф, вышли на свіязь и скоординировали движение. Эту организацию не затронули силы реформаторов, которые привели в морскую отрасль непрофессионалов. Все остальное не работает. Утрачена логика в работе системы безопасности в морских портах. При том, что в соответствующих департаментах и отделах, которые отвечают за безопасность мореплавания, работают десятки людей. А со следующего года, согласно приказу Кабинета Министров, количество госслужащих Морской администрации Украины еще и увеличат до 521 человека.

Спасательная служба не будет действовать без указания руководства. Формально операцию возглавил капитан Одесского порта. Были созданы два штаба в Одессе – городской и областной,  проводились заседания. И когда судно прибывало на берег, все стояли там во главе с руководителем администрации морских портов и с берега смотрели на то, как судно выбрасывается на пляж.

Повторюсь: в том, что произошло в Одессе, виновата разрушенная система управления с некомпетентными капитанами портов, которые понятия не имеют, как судно спасти. Морская администрация ничего не сделала для того, чтобы повысить уровень безопасности в портах. Госслужащие идут на минимальную оплату. У капитана порта оклад 8400 грн и добавки. Пойдет компетентный специалист на такую работу? Действующий капитан на флоте получает от 8 до 12 тысяч долларов в месяц. 

Есть японская пословица, которая говорит, что на берегу всегда найдется тысяча умных, когда на море беда. Морская палата Украины не хочет себя отнести себя к подобным умникам на берегу. Мы действуем, подсказываем чиновникам, что необходимо сделать, чтобы улучшить систему безопасности. Вопрос восстановления статуса кво капитанов морских портов, возвращение профессионалов с опытом работы, а не просто чиновников, которые считают, что здесь можно обойтись и без морского опыта – это важный шаг для того, чтобы восстановить утраченные позиции.

Поділитися...