Останні новини

Останні новини

ГП «Одесский порт»: на пути к финансовой стабильности

ГП «Одесский порт»: на пути к финансовой стабильности

Порты Украины

В конце апреля Мининфраструктуры утвердило финансовый план ГП «Одесский порт», который позволяет новой команде, возглавившей предприятие, продолжить стабилизацию работы (убыток за 2019 год составил 100 млн грн). Напомним, что с октября прошлого года исполняющим обязанности директора был назначен Алексей Мясковский, который на протяжении многих лет трудился в ГП «ОМТП», а с 2013 года возглавлял юридическую службу госпредприятия.

У же с января на предприятии наметилась положительная динамика. По оперативным данным, за четыре месяца нынешнего года прибыль с учетом курсовой разницы составила около 27 млн грн. Первое, с чего начал новый руководитель, – это сокращение расходов. В целом в нынешнем году ожидается экономия 110 млн грн, в том числе 60% за счет фонда оплаты труда.

40% ежемесячной экономии добились благодаря упразднению заоблачных зарплат и премий, которые устанавливало себе прежнее руководство. При этом с 1 февраля нынешнего года на 10% была поднята ежемесячная зарплата сотрудникам, получавшим до 8 тыс. грн. Это первое за три последних года повышение зарплат. Когда в марте в Украине был объявлен карантин в связи с пандемией COVID-19, администрация не только не уволила ни одного сотрудника, а наоборот, планирует в мае решить вопрос очередного повышения зарплат. Цель администрации – поднять уровень заработной платы всему коллективу госпредприятия, размер которой сейчас в среднем составляет 17 тыс. грн.

Портофлот может быть конкурентоспособным

Портовый флот когда-то был самым прибыльным подразделением Одесского порта, но в последние годы стал убыточным. Сегодня, как говорит Алексей Мясковский, удалось стабилизировать работу портофлота, которому принадлежат 20% рынка буксирных услуг, оказываемых в акватории Одесского порта.

Количество буксирных работ, проводимых силами подразделения, выросло почти вдвое: 31% вместо 15-18% в 2019 году. Такая загруженность буксиров сохраняется на протяжении последних месяцев. Например, в апреле объем работ, выполненный буксирным флотом порта, вдвое превысил показатели аналогичного месяца 2019 года. Месяц отработан с прибылью более чем в 1 млн грн. Прибыльность возросла, в том числе и благодаря тому, что 19,6% буксирных работ портофлот выполняет по модулю, т. е. оплата зависит от мощности используемого в операции буксира. В 2019 году доля применения модуля составляла 8%.

Без законодательного регулирования правил на рынке буксирных услуг в существующих условиях госпредприятию очень сложно добиться значительной доходности флота

Модульная система, считает Алексей Михайлович, рентабельна для порта и справедлива для заказчиков.

– Пока что мы не видим падения загрузки в связи с пандемией COVID-19. Но, как известно, рынок имеет инерционный характер. Возможно, проблемы ощутим в летние месяцы, – отмечает руководитель. – Поэтому в условиях работы с конкурентами, ведущими разную ценовую политику, нужно продумать, каким образом наши буксиры смогут максимально приносить доход предприятию. Очевидно, необходимо модифицировать тарифную политику, приспосабливаться к условиям рынка.

По его мнению, без законодательного регулирования правил на рынке буксирных услуг в существующих условиях госпредприятию очень сложно добиться значительной доходности флота. Совместно с юридической фирмой «Интерлигал» специалисты порта проанализировали работу буксирного флота за рубежом. Ни в одной цивилизованной стране мира, несмотря на наличие конкуренции, в отношении рынка буксирных услуг не действует принцип Laissez-faire (абсолютное невмешательство государства в процесс). Существует четкий порядок: определено количество буксиров (по мощности или по тяговому усилию), которые участвуют в обработке конкретного судна, установлены требования к буксирным компаниям (наличие флота, соблюдение норм и требований к системе безопасности мореплавания в акватории – страховка, обученный экипаж и т. д.).

На основании такого анализа ГП «Одесский порт» инициировало разработку нормативного документа о регулировании буксирных услуг в Украине. Мининфраструктуры поддержало инициативу и разработало соответствующий законопроект для принятия ВР.

Как сделать госпредприятия успешными

Пример работы буксирного флота лишний раз доказывает, что госпредприятию очень сложно конкурировать с частными компаниями. Неравенство условий повлияло на создание мифа, что государственное предприятие в отличие от частного работает неэффективно.

– По моему мнению, это ошибочное утверждение,– говорит Алексей Мясковский.– Государственное предприятие может быть эффективным, если оно будет находиться в равных условиях со своими конкурентами-частниками. Имеются в виду равные условия в оперативности принятия решений, возможности осуществления хозяйственной деятельности. К примеру, с 1февраля в связи с принятием нового Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» стало невозможным сдать или взять госимущество в аренду. Причина проста – не утвержден порядок передачи имущества арендатору. В результате предприятие не может распоряжаться своими активами и получать дополнительные доходы от их аренды. Но даже если бы госпредприятие имело такую возможность, то, согласно процедуре, передача в аренду займет минимум несколько месяцев. Частная компания может сдать в аренду недвижимость или технику в течение одного дня.

Иногда создается впечатление, что государство намеренно ставит госпредприятия в неравные условия с частными компаниями. Иначе как можно оценить тот факт, что такая деятельность предприятия регулируется не только законом, Хозяйственным кодексом, но и массой дополнительных подзаконных актов. Причем касаются они исключительно государственных предприятий.

– Наше предприятие не имеет полномочий сдавать в аренду недвижимое имущество, – продолжает руководитель. – Эту функцию выполняет другая государственная структура – Фонд Госимущества, который фактически не имеет никакого отношения к ГП «Одесский порт», не владеет имуществом, не зависит от наличия или отсутствия имущества, как госпредприятие, не контролирует его использование. Администрация предприятия, которая управляет хозяйственной деятельностью, не может ни передать в аренду имущество, ни списать активы первоначальной стоимости более 20 тыс. грн, ни продать их. У частников такие решения принимаются на порядок быстрее – руководителем компании либо совместно с собственниками.

Процедура списания, продажи, сдачи в аренду занимает месяцы. В тоже время такая ситуация не позволяет предприятию активно обновлять свои основные фонды. Понятно, что в таких условиях госпредприятие априори не может быть эффективным. Выход – коренным образом менять существующую нормативную систему управления госимуществом. И одной из базовых позиций должен стать ответ на вопрос, почему бюджетные средства приравниваются к средствам государственного коммерческого предприятия? По логике, предприятие должно зарабатывать деньги и оперативно тратить их, таким образом формируя свой главный показатель – прибыль, из которой идут отчисления в бюджет страны.

– Поэтому государство обязано контролировать расходование бюджетных средств, в первую очередь через регламентацию порядка закупок, а госпредприятие должно функционировать более свободно в рамках установленных ему ключевых экономических показателей, – делится своей позицией Мясковский. – В этом абсолютно согласен с позицией руководителя порта «Черноморск» Александра Попова, который считает, что государству важно и нужно установить и контролировать четкие показатели эффективности работы предприятия и его руководителя, т.н. KPI (key performance indicators). Необходимо дать возможность государственному коммерческому предприятию, если оно немонополист, самостоятельно принимать управленческие решения и нести ответственность за них. В таких условиях оно будет иметь шанс быть эффективным и приносить деньги в казну страны. Приравнивание средств коммерческого госпредприятия к бюджетным средствам создает проблему, которая опятьтаки ставит предприятие в неравные условия с частниками. Главным образом, речь идет о процедуре закупок, которая регламентирована отдельным законом. Чтобы закупить запчасти, оборудование, материалы, предприятие должно потратить несколько месяцев только на выполнение самой процедуры. Частник же может закупить необходимое оборудование или услугу в течение двух дней.

Чтобы закупить запчасти, оборудование, материалы, предприятие должно потратить несколько месяцев только на выполнение самой процедуры. Частник же может закупить необходимое оборудование или услугу в течение двух дней

Процедура для госпредприятия необоснованно зарегулирована. Хотя государство могло бы ограничиться контролем финальных цен, а не самой процедуры выбора поставщика. Ведь в конечном итоге именно эти данные сигнализируют о возможной коррупционной составляющей. К примеру, ГП «Одесский порт» более шести месяцев ремонтирует буксир «Гранит» – из которых в течение трех месяцев закупает запчасти. А ведь на 2020 год порт запланировал ремонт пяти буксиров на базе судоверфи «Украина» и ПСМ-650. Если ситуация с процедурой закупок не изменится, то возникает сомнение: удастся ли выполнить запланированное.

Руководитель ГП «Одесский порт» выразил надежду, что у парламентариев дойдут руки до изменения нормативной базы, регламентирующей деятельность коммерческих госпредприятий. Это ведь бизнес, который должен приносить доход государству.

В связи с этим возникает еще одна серьезная проблема – отчисление дивидендов. На сегодня для госпредприятий норма составляет 80%. В таких условиях предприятию практически невозможно развивать свои мощности, технически и технологически перевооружаться. Государство должно пересмотреть норму отчисления дивидендов от прибыли, если мы хотим долгосрочной перспективы, а не сиюминутной выгоды.

Поділитися...
EN DE UK